Андрей Смирнов
Время чтения: ~10 мин.
Просмотров: 0

Google classroom

Булат Ахтямов, сооснователь онлайн-платформы обучающих курсов AnyClass, о том, как за год увеличить выручку в два с половиной раза, создав онлайн-курс по фейсфитнесу.

В закладки

Мы с Сергеем Горбачевым, сооснователем AnyClass, познакомились работая в электроэнергетических компаниях. Нас всегда интересовала тема спорта, поэтому в 2013 году мы решили пройти годовой курс подготовки спортивных менеджеров на экономическом факультете МГУ им М.В. Ломоносова.

В 2015 году у нас появилась идея создания онлайн-платформы AnySports, которая объединяла бы разные курсы по спорту от топ-тренеров в одном месте, и мы начали ее реализовывать.

На текущий момент AnySports преобразовался в AnyClass, на платформе 12 курсов от йоги до истории искусств. В 2018 году показатель выручки превысил 130 млн рублей, а количество новых учеников за год перевалило за 45 тысяч.

Корабль «Брюсов» и первые курсы

Если бы мы решили стартовать наш проект в 2019 году, то мы действовали бы совершенно по-другому. Но в 2015 году мы были вынуждены делать одновременно несколько важных элементов онлайн-курса: разрабатывать свою IT-платформу, снимать курсы и продумывать саму идеологию обучения.

Первый офис нашего стартапа находился на корабле «Брюсов» рядом с парком «Музеон». Там была очень драйвовая энергетика: рядом с нами было много новых проектов, которые искали свое место под солнцем. Если вы думаете о своем проекте, я определенно советую выбрать место (коворкинг, акселератор), где вас будут окружать такие же как вы предприниматели.

У нас с Сергеем был большой управленческий опыт работы в крупных компаниях, но это был наш первый самостоятельный проект. Это предопределило модель финансирования и управления проектом. Мы инвестировали в проект свои деньги и работали по модели минимизации расходов.

В первый год в команде было 6 человек: 2 разработчика, главный редактор и контент-менеджер. Два первых курса были посвящены йоге и фитнесу. Для их создания мы пригласили топ-тренеров России, к которым было почти невозможно попасть на персональные занятия. Курсы стали хорошей возможностью получить качественную действующую программу и тренинг по демократичной цене.

Модель стартапа предопределила выбор схемы работы с авторами курсов: мы не платили гонорар, авторы курсов получали процент с продаж. Других вариантов «выжить» у проекта просто не было.

От момента первых вложений до первого заработка прошел почти год. Для создания MVP потребовалось около 5 месяцев. Эти сроки в основном зависели от разработки платформы. Наличие своей платформы позволило максимально гибко реализовать наше видение удобного онлайн-курса. Мы внедрили механизм фильтров настройки плейлиста занятия. Например, в уроках по йоге пользователь может выбрать продолжительность занятия, обозначить свои ограничения по здоровью, и плейлист видеотренировки автоматически пересчитается.

Наша задача была превратить онлайн-курс в полноценный тренинг с персональным разбором упражнений и ошибок, общением и постоянной коммуникацией. Вместе с авторами курса мы создавали программу и адаптировали ее под онлайн-формат.

Ошибки в продвижении

Сейчас мы понимаем, что интернет-маркетинг был нашей самой слабой компетенцией на старте. Мы считали, что если мы сделаем классный продукт с известными топ-тренерами, то покупатели найдутся сами. Продвижение мы начали с двух направлений:

  • Внутренний блог. Параллельно работе над курсами мы создавали внутренний онлайн-журнал, посвященный правильному питанию, здоровому образу жизни и уходу за собой. Мы предполагали приводить часть аудитории через него: у нас была своя редакция с главным редактором и авторами. Мы делали качественный контент, статьи перепечатывались в крупных порталах rambler и mail. Но канал оказался неэффективным: люди заходили, читали, но не конвертировались в клиентов.

  • Контекстная реклама. С самого начала мы обратились к контексту как к классическому инструменту продвижения, но очень скоро убедились том, что для прямой продажи онлайн-курсов с лендинга этот канал экономически не эффективен: конверсия составляла 1-2 продажи со 100 визитов.

Выход на тренд

1) Нашли нишу и автора

В середине 2016 года мы услышали о таком направлении как гимнастика для лица. Интуиция сразу подсказала нам: эта ниша может стать популярной и массовой. Мы познакомились с уже достаточно известным на тот момент тренером Анастасией Бурдюг, работавшей под брендом «Super Лицо», и пригласили ее записать курс. Курс стал успешным во многом из-за того, что интерес к его созданию был взаимным. Анастасия верила, что за онлайн-форматом будущее, и активно поддерживала проект.

2) Начали работать в Instagram

Одновременно с этим мы попробовали продвигать курсы через Instagram. Поскольку наш продукт представлен в основном в видео-формате, мы решили таргетировать короткий видео-ролик. Это стало стопроцентным попаданием.

Когда мы записывали ролик, автор курса случайно произнесла фразу, которая стала триггером для женской аудитории. Она сказала: «Здравствуйте, меня зовут Анастасия Бурдюг, мне тридцать семь лет, и я девять лет занимаюсь гимнастикой для лица». Пользовательницам сразу хотелось спросить: «И что было дальше?». Они переходили в аккаунт, чтобы найти ответ на этот вопрос, и подписывались на нас.

На странице в Instagram мы даем большое количество полезной и бесплатной информации: упражнения, советы по уходу, питанию и образу жизни. Сейчас у нас более миллиона подписчиков, и прирост идет каждый день.

Спустя время мы поняли, что решение о покупке подписчица принимает в среднем за восемь дней. За это время она изучает страницу, тестирует бесплатные упражнения, может задать интересующие вопросы и получить оперативные ответы.

Instagram оказался для нас идеальной платформой для продаж и продвижения. Здесь можно оперативно общаться, привлекать подписчиков и конвертировать их в клиентов.

С самого начала мы вели Instagram самостоятельно, поэтому всему учились сами: оформлению, стратегии, правилам коммуникации. И, конечно, совершали ошибки.

Например, изначально мы хотели сделать единый аккаунт для всех курсов. И быстро убедились в том, что это плохая идея.

  • Во-первых, поток информации получался слишком разрозненным и не систематизированным;

  • Во-вторых, мы столкнулись с определенным противоречием в контенте. На курсе по фитнесу (бодибилдингу) аудитория была преимущественно мужской. Для них мы могли сделать пост, к примеру, о пользе мяса как источника белка. На другом же курсе — по йоге — аудитория состояла преимущественно из девушек-вегетарианок и, естественно, им странно было читать информацию о пользе мяса.

Поэтому мы разделили аккаунты и создали для каждого курса свою страницу в Instagram.

<textarea> [{«title»:»»,»author»:»»,»image»:{«type»:»image»,»data»:{«uuid»:»3dfa7886-31c5-2f6e-8cec-65d55580e921″,»width»:720,»height»:1280,»size»:158881,»type»:»jpg»,»color»:»dcd5cd»,»external_service»:[]}}},{«title»:»»,»author»:»»,»image»:{«type»:»image»,»data»:{«uuid»:»91ac0feb-cbb0-4dbd-53e1-03302d847d45″,»width»:720,»height»:1280,»size»:129624,»type»:»jpg»,»color»:»181816″,»external_service»:[]}}}] </textarea>

3) Видеосвязь с пользователями

Незадолго до записи онлайн-курса «Super Лицо» мы получили бесценный опыт в рамках корпоративного проекта с Oriflame. На базе наших курсов мы разработали для них фитнес-игру, в которую включили такой элемент как видео-отчет участников. Мы увидели, что пользователи очень открыты к такому каналу коммуникации.

В курсе по гимнастике для лица мы ввели для пользователей домашнее задание: записать выполнение упражнения на видео и загрузить его в систему. Мы гарантировали, что в течение 24 часов наши эксперты разберут его и направят отчет с комментариями.

По статистике 95% пользователей выполняют упражнения с ошибками. А результаты, которые обещает методика курса, возможны только при правильной технике. Пользователи на своем опыте видели как корректировки от экспертов помогают им в достижении результата.

С самого начала мы активно собираем обратную связь от клиентов (через опросы, анализ статистики движения по курсу, общение со службой поддержки).

К сегодняшнему дню обучение по курсу прошло более 60000 клиентов, мы провели более 6 млн уроков и показатель NPS (Net Promoter Score) курса составляет 60. На странице инстаграм мы постоянно публикуем отзывы клиентов, фотографии до/после в таком количестве, что пользователи понимают, что это пишут реальные люди.

Мы уделяем большое внимание обратной связи не только для маркетинга, но и для мотивации существующих клиентов. Базовый курс длится 3 недели, и ключевая задача — помочь пользователю дойти до 21 дня. Мы все головой понимаем пользу упражнений, можем зарядиться на 3-4 дня желанием не сдаваться, но пройти путь в 3 недели — это вызов, с которым справиться крайне сложно, несмотря на то, что гимнастика занимает всего 15 минут в день. Сейчас этот курс завершают более 30% пользователей. Более половины покупателей после завершения обучения идут на продвинутый уровень, покупают следующий курс по другой тематике или повторяют пройденный (например, если не дошли до конца).

Новые направления и дальнейшее развитие

В 2018 году мы поняли, что направления курсов, интересных нам, соответствуют скорее бренду AnyClass нежели AnySports. Поэтому в ближайший месяц мы завершим переход к обновленному позиционированию.

На сегодняшний день в AnyClass два направления развития: у нас сформирован продюсерский центр и разработана онлайн-платформа для размещения курсов.

Как продюсерский центр наша команда берет на себя основные компетенции: видеопродакшн, упаковка курса, продвижение и т. д. Продюсеров курса (менеджеров проекта) мы, как правило, набираем специально под каждый новый курс, поскольку очень важно погруженность в тему с самого старта. Интересующие нас ниши мы публикуем у нас на сайте.

За три года интерес к нише онлайн-курсов значительно вырос как со стороны аудитории, так и со стороны авторов. Если раньше мы убеждали авторов в перспективности направления, то сейчас это не потребуется. И мы скорее обсудим с ними плюсы и минусы разных каналов продвижения.

Другое направление — платформа. В последнее время мы получаем все больше и больше заявок от продюсеров и авторов с просьбой разместить свой курс на нашей платформе. Поэтому сейчас мы прорабатываем полноценное предложение, которое принципиально отличается от того, что есть на рынке.

Мы окупили свои расходы в 2017 году — на 2 год работы проекта. В 2018 году показатель выручки превысил 130 млн рублей. 50% доходов — это гонорар авторам и расходы на рекламу, 25% — операционные расходы (сейчас в команде около 30 человек). Поэтому операционная прибыль составляет около 25%. Экономика AnyClass отличается от большинства проектов в сфере онлайн-образования тем, что мы делаем значительные инвестиции в разработку платформы. Так как понимаем, что это фундамент конкурентного преимущества в среднесрочной перспективе.

И в завершении я хотел бы привести несколько инсайтов из личного опыта для тех, кто думает о запуске своего первого проекта:

  • Будьте одержимы своей идеей. Не давайте скептикам и критикам пошатнуть веру в успех. Мне нравится цитата Стива Джобса: «Создавать продукт, опираясь на фокус-группы, по-настоящему трудно. Чаще всего люди не понимают, что им на самом деле нужно, пока сам им этого не покажешь.»

  • Мы за то, чтобы основные члены команды работали в офисе (коворкинге и т.д). Победный дух команды формируется именно в личном общении и решении задач.
  • Количество одновременно внедряемых инноваций должно быть минимальным. Иначе вы не сможете выявить причину того, что идет не так.

  • Работайте по модели минимальных расходов. Не тратьте много денег и времени на логотипы и прочие не столь важные для покупателя вещи. Вы все это сможете изменить когда выйдете на окупаемость.
  • Берите в команду гибких людей, которые готовы к тому, что через месяц их функции значительно изменятся.

google-classroom-vhod.jpg

Google classroom — онлайн платформа для проведения уроков, вебинаров, конференций, итд. Если вы проводите или участвуете в дистанционном обучении, то это одна из лучших платформ для этого. В Украине, Классрум входит в тройку самых популярных платформ для дистанционного образования.

Важно знать! Google classroom не скачивается как программа на компьютер или ноутбук. Вся работа с платформой происходит в вашем браузере. Все сайты которые предлагают скачать и установить Классрум на компьютер, на самом деле дезинформируют вас.

Скачать и установить Classroom можно на телефон с системой Андроид. Для этого перейдите по ссылке ниже, сделайте это обязательно со своего телефона, на который хотите установить приложение.

Если же вам обязательно всенепременно хочется установить Классрум на компьютер, то нужно будет сначала поставить эмулятор Андроид, и открывать платформу через него. Эмуляторов в сети найти не составить труда. Но не советую так заморачиваться, поскольку в браузере «Classroom» работает намного шустрее и удобнее. Используемые источники:

  • https://vc.ru/tribuna/63465-anyclass-kak-zarabotat-bolee-100-mln-na-gimnastike-dlya-lica
  • https://vhod-cabinet.online/classroom/

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации