Андрей Смирнов
Время чтения: ~9 мин.
Просмотров: 2

Сдача налоговой, бухгалтерской отчетности

Технология приема и обработки налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде

Сервис предназначен для организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде.

Для обеспечения возможности представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде с применением квалифицированной электронной подписи создана единая точка приема. Налогоплательщик может сдать свой отчет, находясь в любом месте, имеющем подключение к сети «Интернет».

Для предоставления отчета в электронном виде налогоплательщик должен:

  • установить в систему корневой сертификат УЦ ФНС России;
  • установить в систему сертификат открытого ключа подписи МИ ФНС России по ЦОД для шифрования отчета и проверки квитанции;
  • подготовить файл транспортного контейнера (с помощью программного средства «Налогоплательщик ЮЛ»), содержащий зашифрованную на открытом ключе получателя (МИ ФНС России по ЦОД) подписанную ЭП налогоплательщика налоговую декларацию (расчет);
  • передать полученный зашифрованный файл в МИ ФНС России по ЦОД, используя сервис загрузки файла.

Датой и временем приема отчета считаются соответственно дата и время (по серверу приема отчетности) поступления зашифрованного файла в МИ ФНС России по ЦОД. Квитанции о приеме отчета формируется в случае успешной проверки ЭП и форматно-логического контроля. Дата и время формирования квитанции фиксируется в протоколе обработки поступившего файла и помещается в квитанцию.

05 декабря 2016

Разовая сдача отчетности через интернет: как сдать налоговую декларацию в электронном виде? В статье мы расскажем о том, что должен знать налогоплательщик при оформлении и сдаче разовой отчетности через Всемирную сеть.

Разовая отправка отчетности через интернет: способы подачи

Отправка отчетности через сайт ФНС

Отправка отчетности через операторов ЭДО

Сдача отчетности без привлечения операторов ЭДО

Как получить электронную подпись

Что нужно для отправки отчетности через интернет?

Итоги

Электронная отчетность через Всемирную сеть давно стала неотъемлемой частью деятельности бухгалтера. В Налоговом кодексе Российской Федерации прописана обязанность отправки в ФНС налоговых деклараций, в том числе в электронном виде, согласно установленным срокам.

Существует несколько способов сдачи электронной отчетности. Более подробно об этом читайте в статье «Электронная отчетность через интернет — что лучше?».

Осуществить отправку налоговой отчетности через интернет можно только при наличии электронной подписи. Приобретается она на платной основе у удостоверяющих центров либо при заключении договора с оператором ЭДО.

Разовую отчетность в налоговые органы можно подать двумя способами: через сайт ФНС и через операторов электронного документооборота (ЭДО). В свою очередь, сдача через сайт налоговой чаще применяется для разовой подачи отчетности и может быть выполнена либо с собственной электронной подписью плательщика либо по доверенности.

Отправка разовой отчетности через каналы телекоммуникационной связи (ТКС) может проводиться непосредственно через официальный интернет-ресурс Федеральной налоговой службы РФ. С этой целью был разработан специальный сервис. Использовать его может любой налогоплательщик, имеющий электронную подпись и способный выполнить определенные технические требования.

Подробнее о данном варианте отправки отчетности читайте в статье «Порядок сдачи налоговой отчетности через Интернет».

Недостатком такого способа отправки отчетности является установка программного обеспечения и самостоятельное изучение налогоплательщиком инструкций. Файлы документов, сформированные в других программах, нужно перезагружать в специальную программу налоговой службы.

Сдача отчетности может быть осуществлена при помощи операторов электронного документооборота посредством каналов ТКС.

Согласно ст. 80 НК РФ налогоплательщик обязуется предоставить отчетность в электронной форме в следующих случаях:

  1. Если за прошедший календарный год количество сотрудников компании превысило 100 человек (согласно абз. 3 п. 3).
  2. Если была проведена реорганизация компании с численностью сотрудников более 100 человек (согласно абз. 4 п. 3).
  3. Если данная обязанность применима к конкретному типу налога (согласно абз. 5 п. 3).

Список операторов ЭДО можно узнать на официальном сайте ФНС.

Отправка отчетности через операторов ЭДО обладает следующими преимуществами:

  • не нужно посещать налоговые органы;
  • не нужно создавать и заверять бумажные версии отправляемых документов;
  • снижается число ошибок при оформлении деклараций;
  • налогоплательщик получает доступ к своим индивидуальным данным в ФНС (например, сведениям по лицевому счету);
  • налогоплательщик получает возможность электронного документооборота с ФНС (например, может запросить справки о состоянии задолженности перед бюджетом либо акт сверки такой задолженности).

Сдача отчетности по ТКС без использования услуг операторов ЭДО осуществляется двумя основными способами:

  1. Оформление личной ЭЦП. Данный способ наиболее удобен для ИП, поскольку не требует оформления нотариально заверенной дорогостоящей доверенности. Использование данного метода подразумевает отправку отчетности от имени ИП через сайт ФНС. Оформление ЭЦП осуществляется в течение 1–3 дней, после чего ИП может приступать к отправке отчетности.
  2. Оформление доверенности на организацию-представителя либо физическое лицо, имеющее ЭЦП. Для такой отправки, помимо подписания договора на оказание соответствующих услуг, необходимо оформление нотариально заверенной доверенности. Электронная копия доверенности прилагается к отправляемому отчету, а затем предоставляется в ФНС в бумажном виде.

Удостоверяющий центр, аккредитованный Министерством связи и массовых коммуникаций РФ, может выдать электронную подпись. Согласно условиям приказа ФНС РФ от 08.04.2013 № ММВ-7-4/142 для правильной авторизации в системе применяется специальный сертификат ключа, которым проверяется электронная подпись.

По ст. 80 НК РФ отчетность по ТКС отправляется с простановкой квалифицированной электронной подписи. Согласно закону от 06.04.2011 № 63-ФЗ было введено понятие простой и квалифицированной, или усиленной, электронной подписи. Налоговая отчетность, предоставляемая в ФНС, подписывается только квалифицированной ЭЦП.

Аналогично бумажной документации, заверенной подписью и печатью, электронный документ приобретает юридическую силу и статус после проставления на нем электронной подписи.

Налогоплательщик при отправке отчетности через сайт ФНС должен иметь:

  1. Сертифицированный ключ электронной подписи, выданный специальным удостоверяющим центром и соответствующий требованиям приказа ФНС РФ от 08.04.2013 № ММВ-7-4/142.
  2. Идентификатор абонента. Получить его можно после регистрации на сайте ФНС без обращения к оператору ЭДО. Зарегистрироваться на сайте ФНС можно по ссылке.
  3. Средство защиты электронной информации. Чаще всего используются программы для шифрования, или СКЗИ — средства криптографической защиты информации. Такое наименование носят программы, создающие закрытый и открытый ключи ЭЦП. В основном используется программа «Крипто Про».
  4. Компьютер, подключенный к интернету и браузер Internet Explorer (программы шифрования и передачи данных, предназначенные для сдачи налоговых отчетов, корректно работают именно в IE).

Отправить разовую отчетность через интернет можно через официальный сайт ФНС с оформлением личной ЭЦП либо по доверенности, не прибегая к оформлению личной ЭЦП. Также можно воспользоваться услугами операторов ЭДО, договор с которыми заключается минимальным сроком в один год. Для отправки отчетности необходимо получение электронной подписи, идентификатора абонента и сертификата от удостоверяющего центра. Обязательно стоит обратить внимание на защищенность и надежность информации, указанной в электронной документации.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Организациям и индивидуальным предпринимателям предоставляется возможность электронной сдачи отчетности в налоговые органы без участия операторов связи с помощью сервиса «Представление налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде». Об этом напоминают налоговики Архангельской области и Ненецкого АО.

Для использования Интернет-сервиса необходимо:

  • иметь ключ электронной подписи, выданный любым удостоверяющим и аккредитованным Минкомсвязи Российской Федерации центре (перечень удостоверяющих центров опубликован на сайте Минкомсвязи России),
  • самостоятельно зарегистрироваться в нем (с помощью своей электронной почты) и получить код абонента (идентификатор абонента),
  • загрузить транспортный контейнер налоговой отчетности, сформированной в программе «Налогоплательщик ЮЛ», скачать которую можно бесплатно в разделе «Программные средства» сайта ФНС России.

Согласно пункту 5 статьи 174 Налогового кодекса РФ через сервис по телекоммуникационным каналам связи в налоговые органы можно направить налоговую и бухгалтерскую отчетность за исключением налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (НДС).

Подробная информация о данном способе представления отчетности размещена на стартовой странице сервиса «Представление налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде».

Мероприятия

Блоги компаний

В данной статье будет описано, как заполнить, отправить и узнать статус налоговой декларации, через сайт налоговой инспекции, вернее, через его раздел — «Личный кабинет». Если вы не можете попасть в «Личный кабинет», не волнуйтесь — туда с первого раза ещё никто не попадал и для этого есть подробная инструкция.Декларацию так же можно подать с помощью мега-программы EDeclaration.

Видео по заполнению и отправке деклараций с помощью «Личного кабинета»

В видео показаны следующие моменты:

  • Вход в «Личный кабинет»
  • Обновление СОС
  • Заполнение декларации
  • Расчёт суммы налогов
  • Подписание и отправка
  • Проверка статуса отправленной декларации
  • Для резидентов Республики Беларусь
  • Для ИП
  • По упрощённой системе налогообложения (УСН)
  • Наёмных работников нет.
  • Ежеквартальную.

Итак, по пунктам инструкция по заполнению:

  1. Открываем Internet Explorer
  2. Заходим в «Личный кабинет» по ссылке:https://portal.nalog.gov.by/private_office
  3. Выбираем сертификат (если их несколько)

Если на этом этапе у вас ничего не получилось: выдало ошибку про TLS, белый экран и т.п. — значит кабинет у вас не настроен. Вам сюда — Инструкция по настройке. </ul>Вводим пароль</li>Попадаем в личный кабинет</li>Ошибки снизу игнорируем</li>Если вылезла ошибка про СОС — листаем вниз, нажимаем на зелёную кнопку «Автоматически обновить СОС». После этого всё будет как надо.</li>В левом вертикальном меню выбираем — Заполнение деклараций</li>Выбираем год</li>Выбираем систему налогообложения</li>Жмём далее</li>Выбираем Месяц и тип декларации (ежемесячная/ежеквартальная)</li>Если хотите добавляете телефон</li>Жмём Далее</li>Вводим вид деятельности, он подсвечен красным</li>Во вкладке «Раздел 1», в п.1 и п.1.1 — вводим выручку с начала года. Это значит, что для первого квартала — это будет выручка за первый квартал, а для четвёртого — сумма за 1й + 2й + 3й + 4й кварталы. Да, в п.1 и п.1.1 — пишем одно и тоже число. </li>Одна ошибка из 4х ошибок пропала</li>Переходим во вкладку «Раздел 3»</li>В первом пункте вводим количество работников. Я один — рисую единицу</li>Во втором — повторяем выручку с начала года</li>В третьем — сколько сами себе заплатили ЗП</li>

Этот пункт был необязателен в EDeclaration. Если сомневаетесь что вводить — звоните своему инспектору</ul>В 9-м пункте ставите 1-ку, если у вас бухучёт или 2-ку, если упращёнка. Для первого квартала — это март, для второго июнь… для третьего сентябрь — ну короче вы поняли</li>Все ошибки снизу пропали</li>Возвращаемся во вкладку «Раздел 1», крутим в самый низ и нажимаем на зелёную кнопку «рассчитать»</li>Видим, как в п.2, п.2.1. и п.5 рассчитались ваши налоги</li>Опять крутим в самый низ и нажимаем на зелёную кнопку «Подписать и отправить»</li>В окне ещё раз — «подписать и отправить»</li>Вводим пароль к ключу</li>Если всё ОК — увидите зелёную надпись «Операция выполнена успешно!»</li>Теперь! Через какое-то время, я обычно на следующий день…</li>…выбираем в левом вертикальном меню «Просмотр деклараций»</li>Находим нашу декларацию, смотрим статус: • «Не подписан инспектором» — инспектор её ещё не видел • «Подписан инспектором с ошибками» — вы что-то напортачили, нужно исправлять. Для этого открываете ПДФ и крутите в самый низ — там будут указаны конкретные ваши ошибки. После чего создаёте новую декларацию за тот же период, ставите галочку «Признак внесения изменения и (или) дополнения в налоговую декларацию (расчет)», заполняете правильно и отправляете снова. Более подробно, в самом конце видео про Edeclaration • «Подписан инспектором» — всё получилось. На 3 месяца можете быть свободны.</li>Всё!</li>

Полезные ссылки, которые и так уже 50 раз встречались в этом тексте:

Используемые источники:

  • https://service.nalog.ru/nbo/
  • https://nalog-nalog.ru/spravochnaya_informaciya/kak_proizvesti_razovuyu_sdachu_otchetnosti_cherez_internet/
  • https://www.klerk.ru/buh/news/487577/
  • https://kio.by/zametki/declaration_v_lichnom_kabinete/

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации